rizonomad (rizonomad) wrote,
rizonomad
rizonomad

призрачная нить (phantom thread) – реж. пол томас андерсон (2017)

сложно сказать, имел ли ввиду режиссёр какого-то конкретного модельера, когда писал сценарий фильма – по времени и особенно по стилистике всего, что было продемонстрировано в картине, так сказать, «в мастерских», а также – платье, которое было сшито на свадьбу для бельгийской принцессы, похоже, что если и предполагалось подобие / параллель, то с харди эмисом, больше известным, конечно, как дизайнер мужских костюмов, что не мешало ему быть официальным кутюрье королевы елизаветы. и тот нескончаемый поток аристократического великолепия (вплоть до маразматичных старушек в инвалидных колясках), который проходит через шоу-рум и прочие помещения, убеждает, что, наверное, эта персона могла косвенно иметься ввиду (правда, режиссёр ведь – американец, и лента американская, хоть и снималась в англии).

принципиально это значения не имеет. точно так же, как и августейшая свадьба – по всей вероятности, жозефины шарлотты бельгийской с жаном бенуа гийомом люксембургским. но что точно – покрой кружевного лифа свадебного платья с отделкой полосой ткани под грудью очень сильно напоминает фиолетовое платье эмиса на модели фионе кэмпбелл: фотография нормана паркинсона 1953 года зафиксировала самого эмиса в компании двух моделей – практически один в один кадр, разве что в компании с модельером только одна модель, а не две – присутствует в фильме. да и физиогномически эмис 40-50 лет очень близок к типажу, воплощенному даниэлом дей-льюисом в фильме.

очень хотелось бы понять, о чем фильм – уж точно не о модной индустрии середины 50-х годов, которая, пресытившись кристианом диором, уже порывается искать что-то свежее и не настолько консервативно-выхолощенное (этот момент присутствует в одной из сцен, когда сестра героя признается ему, что одна из самых важных клиенток сменила модный дом несмотря на все ухищрения дизайнера, переживающего явный кризис). и сто процентов – это не история в духе «фоновых» романтических  сказочек в духе первой половины 20 века из ярко маркированной жанровой литературы, где весьма зрелый, если не сказать изрядно перезрелый, герой влюбляет в себя юную девицу, после чего его жизнь начинает играть новыми красками, а она находит своё тихое семейное счастье (модель из «джейн эйр», конечно, жива, а финальная сцена фильма до скрежета зубовного напоминает финал старого сериала по роману бронте с проникновенным монологом героини о материнстве – наследник появляется и у героя фильма андерсона).

в такой же степени это и не рассказ о творчестве – его здесь предостаточно, как и механики функционирования модных домов середины прошлого века, с сонмом швей и т.д. но и не без него, но в несколько абстрагированном виде: если что и рассказывает эта история, так это метания и терзания творческого духа. который до самой смерти остается ребенком, очень болезненно переживая необходимость взросления – например, через брак. фрейдизм. кажется, здесь достаточно надежно загнан в подкорку повествования, но без него не обходится – но где-то в той же степени, как и в «семейном портрете в интерьере», где для возвращения матери героя в видении нужна была доминик санда – приблизительно в таком же модусе происходит появление её призрака и здесь. мальчик, многажды отгородившийся самостоятельностью от вторжения материнского духа, в моменты слабости признает её, бесполезно вопрошая, зачем это, зачем эти знаки приближающейся смерти (и это логично – история в фильме крутится вокруг борьбы со старостью, в первую очередь – тела, ну а «дух» идет уже как неизбежная необходимость).

пусть всё напоминает главным образом психологию развития «неравного брака», акцент сделан не девицу-жертву, а на старого хрыча, с которым она связывает, причем достаточно решительно, свою жизнь, переклёпывая и его привычки, и воззрения, всегда зная, что она хочет. это можно назвать расчётом и перевоспитанием – а можно и шоковой терапией для избавления от излишне долго задержавшейся эдипизации. чопорность (во всём, от шьющейся одежды до потребляемого завтрака) под напором необходимости изменения, соответственно духу времени в том числе. капризный талантливый ребенок, который не заметил, как стал капризным потасканным дедом, как бы понимает, что, наверное, можно и повзрослеть, хоть этого ему категорически не хочется – ему больше всего хочется играть в куколки. надо повзрослеть – рано или поздно. наверное, в этом всё-таки имеется определенный смысл. хотя, конечно, для этого необязательно к старости прыгать в брак. хоть и это, конечно, может быть неплохим вариантом – особенно когда героиня готова заняться «воспитанием чувств» своего заигравшегося в куклы избранника. и получилось что-то такое себе, с реконкистой мужского шовинизма и слишком очевидной демонстрацией женской готовности к жертвенности. как-то это очень некрасиво, что ли. но фильм запоминающийся, ничего не скажешь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments