rizonomad (rizonomad) wrote,
rizonomad
rizonomad

Category:

форма воды (the shape of water) – реж. гильермо дель торо (2017)

очень странное кино, которое, с одной стороны, мне достаточно понравилось, а с другой – ну, такое.. начало, являющееся копией-перепевкой «амели» продолжается неким спин-оффом «твари из чёрной лагуны», перемежается «танцующей в темноте», пытаясь при всём этом оставаться «человеком-амфибией». героиня, являющаяся чуть ли не полной копией пи джей харви (демонстрируя, правда, совсем не формы имярек), преимущественно танцует, а не поёт, хотя и заставляет вспомнить «down by the water».

с другой стороны – сугубо кинорефлекторное зрелище, в котором кадры из старых классических фильмов и сериалов перемежаются музыкой из тех же старых лент, а голос дины дурбин из «серенады солнечной долины» сменяется на искрящуюся улыбку бэтти грейбл. и прочая, прочая, прочая. поэтому вполне естественно, что квартира, в которой проживает главная героиня и которая становится центром самых важных событий, находится над кинотеатром, переживающим времена своего глубокого упадка. может, поэтому кинотеар и называется «орфеум» - где-то десятилетия практически за два до этого происзошла сначала одна, а затем другая смена формы управления и принадлежности и некогда популярные варьете-театры и кинотеатры сменили свой профиль, став частью студии-мэйджора rko pictures. но ко времени действия картины, а это самое начало 60-х годов (справка даётся на 1962 год, но речь идет явно об осени 1963 года – главный практически опереточный «злодей» стриклэнд говорит о том, что между нынешним времени и пусанской битвой прошло тринадцать лет – удержание пусанского периметра происходило летом-осенью 1950-го года), вс кинопредприятие было закрыто (в 1959 году) – речь идет о своеобразном «последнем из могикан» старых кинотеатров, принадлежавших студиям – образе умирающего и остающегося в прошлом классического кино.

своеобразной этой тоской по «богам прошлых лет» и магии «нового медиума» классических лет голливуда, вероятно, и пропитан рассказ, совершенно естественно включающий музыкально танцевально-певческие номера в исполнении героев (так, как это, совершенно не мешая, происходит в «танцующей в темноте», вероятно, последнем исключительном всплеске мюзикла как серьезной формы кино), дополняя визуалистику и стилистику «амели» - такой же последней «настоящей» сказки из кино, которая стала на некоторое время поворотным стилем для множества фильмов.

наверное, для американского кино еще долго будет судьбой, так или иначе, прямо или косвенно, в той или иной мере, более или менее – но обращаться к «золотой эпохе» государства, второй половине 50-х – 60-м годам, с той карамельной картиночностью рекламно-обыденной жизни (реклама и пин-ап в каждом кадре), за которыми будут вычитываться холодная война и расовая нетерпимость (обоим пунктам здесь отдано достаточно внимания – и тому, и другому в несколько водевильных «формах», хотя, конечно, «шпионские страсти» здесь более водевиль, чем расовая сегрегация).

в целом, у дель торо получился высококачественный лубок (но не в смысле лубчатой прямолинейности и грубоватости форм – хоть иногда формы действительно более чем грубоваты) – лубок картинки в сознании, собирающей шаблоны и стереотипы и представляющий их как самую что ни на есть чистую тоску и любовь, ностальгию и страсть, овладевающие памятью, когда она пытается вернуться в своё самое сокровенное святилище. там сидит и распевает «sweet bird of youth», сожалея о временах, когда тварь из чёрной лагуны уже не остается в своих владениях, а вынуждена пресмыкаться в боли перед наукой, поставленной в подчинении у «холодной войны» и соревнований государств; самые сладкие мелодии о пылкости и страсти доступны только тем, кто лишен голоса; для обладающих чувствами и достоинством возможно только изгнание – и из «мира современности» (нет ничего в фильме, более негативно маркированного), и из мира грёз – из квартиры над кинотеатром, показывающим свои фильмы никому – в единственно доступную форму, форму воды, поглощающей, питающей чувства, становящуюся совершенным изгнанием.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments