rizonomad (rizonomad) wrote,
rizonomad
rizonomad

Categories:

три билборда на границе эббинга, миссури – реж. мартин макдонах (2017)

"three billboards outside ebbing, missouri"

фильм из разряда тех, по сравнению с которыми блокбастеры, все совокупно взятые, ничего не стоят, а любые героико-приключенческие фантазии просто нервно отдыхают в сторонке. драма, завёрнутая в одеяния очень чёрной комедии, мало того – с открытым финалом, заставляет очень сильно задуматься и попытаться перетереть в мозгах множество аспектов собственной (а заодно и чужой) жизни – которая может и измениться в один единственный момент, причем без остатка, и – перевернуть жизнь окружающих, не просто проявляя подноготную, проводя своё расследование и раскрывая тайны и аспекты сосуществования, которые хотелось бы спрятать / забыть, но и заставляя спроецировать, куда могут завести чувства, намерения и планы. и в смысле того, что действительно ли я сам этого хочу, и – а не стоит ли быть поосторожнее. ведь то, что увлечет, может быть настолько манящим и «подкармливающим» собственных демонов.

убийственно прекрасная троица из фрэнсис макдорманд, вуди харрельсона и сэма рокуэлла отыгрывает настолько уже убийственное противостояние – являющееся следствием убийственного стечения обстоятельств, следствием убийства. девушка изнасилована, убита и сожжена; полиция не находит преступника – и по прошествии нескольких месяцев, как раз накануне пасхи, мать жертвы покупает рекламную площадь на трёх билбордах на въезде в город, где размещает своё «послание» шерифу и полиции. и после этого начинается убийственный карнавал – увещевания, угрозы, нападения, шантаж, погромы, пожары, тюремное заключение. и это только внешняя составляющая поляризации, за которыми фоном толкутся друг на друге расовая / гендерная / социальная нетерпимость, чинопочитание и служебная (но более – бюрократическая) иерархия, слащавые стереотипы «мирного сосуществования», «прощения», «милосердия». чётко и очень язвительно история демонстрирует, насколько легко в обществе – любом, любого размера, происхождения, статуса – происходит подмена одного другим, как понятиями жонглируют, как причины и следствия могут меняться местами, переплетаться и становиться объектом манипуляции в угоду манипулирующему.

это уже какой-то очередной виденный фильм, в котором фрэнсис макдорманд воплощает вот такой образ непримиримости, отрицания комильфо и откровенности на границе грубости. и нельзя сказать, что она неубедительна (или неправа – точно не это, правда у персонажа есть всегда). есть ли у матери погибшего ребенка право знать и требовать наказания для виновного? – и есть ли таковое право требовать кары преступнику вне зависимости от того, насколько ты в родстве с жертвой? – и далее: имеет ли общество право требовать к себе справедливости, если уж оно существует по принятым законам той же самой справедливости? можно ли пролагать границы ответственности, расстояния вторжения и меры настойчивости, с которыми индивидууму дается право отстаивать себя – или другого, который не может за себя постоять или ответить? чего в этом фильме точно нет, так это правосудия или законности, облеченных в полицейскую форму, это фикция; всё, что касается отправления таковых происходит только вне присутствия полиции, апеллируя к определенному негласному, неозвученному «общественному договору».

с точки зрения композиции фильм восхитительно выстроен, но что еще особенно привлекает внимание, так это то, как история позволяет себя считать через появление, присутствие, исчезновения и отсутствие фигур. «осевая» история проходит в сопровождении нескольких более которотких линий, за которыми идут еще более мелкие, завершаясь россыпью разрозненных фигур, появляющихся лишь на несколько мгновений в кадре. но их этого появляется портрет общества, а картина – несмотря на вроде бы немногочисленность персонажей – вырывается за любые пределы «камерности» рассказа.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments