rizonomad (rizonomad) wrote,
rizonomad
rizonomad

Categories:

лучшее предложение (la migliore offerta) – реж. джузеппе торнаторе (2013)

LA MIGLIORE OFFERTA«'голый кондуктор бежит под вагоном', - тут же перевела валя. – неприлично и глупо. – инженеры покатились от хохота. - 'неизолированный провод проходит под тележкой крана'. американский технический язык – это тебе, валечка, не английский литературный. тут навык нужен.»

приблизительно такой же навык нужен, чтобы смотреть подобную глубокомысленную хрень, надеясь, что, может, все-таки не совсем глупо и неприлично получится. хотя получается «блеск и нищета партизанок», как говорится. два с лишним часа времени убито на то, чтобы убедить и себя, и перегруженное сознание в том, что это было не время, потраченное зря. что очень сложно. учитывая, что нудность и глупость проявилась уже к истеканию первых двадцати минут картины – тогда, когда в секретную комнату главного героя, вёрджила, проныривает за ним камера, чтобы оглядеть и оценить его тайные сокровища – оригиналы картин, копии которых, оказывается находятся на месте оригиналов, а их, оригиналы, он держит при себе сугубо для личного пользования. и кого же он держит? – конечно же, только женские портреты – и когда на тебя обрушивается орава тёток от энгра, ренуара, винтерхальтера, россетти и эт цетера, становится ясно, что дело – швах. в этом смысле даже за сорок лет до этого снятый фильм поланского «что?» смотрится более убедительным в подборе предметов искусства. если там была художественна галерея, то здесь даже сюжетный финт с тем, что это – оригиналы, не заставляет сменить мнение о том, что это – поганые подделки.

а когда начинается, собственно, сам сюжет – хочется рукоплескать режиссеру за его святую уверенность в том, что зритель «прохавает» маляву о том, что прожженный эксперт и аукционист ни разу не подумает о том, чтобы проверить потенциальную клиентку, ее родителей, ее историю, ее мамашу, бывшую когда-то балериной и прочая, прочая, прочая. и сделает это исключительно потому, что ему подбросят загадку в виде запчасти от механической куклы – пусть и 18 века, пусть и легендарной – путь, сколько угодно, пусть это будет хоть античная эвм (существовавшая, кстати) – но невозможно уверовать, что хитрый лис и прожженный пройдоха так легко поведется на подлог – тем более, что он этот подлог обнаружил в самом начале, найдя детальку лежащей в пыли на полу не в том положении, в котором она должна находиться. он пафосно разглагольствует о дедукции – но тут же «падает, сражённый» приступом амнезии и ведется на достаточно сомнительные, скажем прямо, чары клиентки.

наиболее правдоподобной в этой схемке выглядит только коллекция перчаток, систематически разложенных по цветам и фактурам в специальном стенде. и эти самые перчатки, из которых он выбирает почему-то что-то только одно, убеждают меня в том, что вся надуманная интрига и грандиозный обман – это плод излишнего воображения режиссера, снимающего фильм, по сути, не о том, как излишне бойкая девица в купе с кучкой подельников крадет коллекцию у старого коллекционера и вора – а о том, как современность и «молодое поколение» пользователей цивилизации считает, что оно, применив немного фантазии и сыграв на инстинктах «старой гвардии» может вывести ее из строя. есть несоответствие выстроенной излишне запутанной «как бы психологической» интриги и афёры – и тех, кто ее проворачивает, вместе с тем, кто становится жертвой.

в определенный момент, когда уж излишне нагнетается символизм, становится не по себе от даже имён персонажей: могу согласиться с «клэр», с этим «светом», который несколько омрачается «иббетсон», уж слишком отдающим «ибицей», что вполне могло бы насторожить героя. но вытерпеть, во-первых, «вергилия»-вёрджила, да еще и «олдмана» было выше моих сил. старик вергилий, пора тебе на свалку истории, - словно бы вопит все из кадра. спасибо и на том, что обошлось без бриндизи, в котором бы ему следовало бы издохнуть. то, что должно было бы свидетельствовать о «духовном перерождении» потерпевшего крах старика, работает, как для меня, на уровне унижения: монотонное намекание с самого начала на густава фон ашенбаха, «origin du monde» вперемешку с «основным инстинктом». вот не вижу я в этом никакой значительности: проступает только унижение персонажа, причем самым пошлым образом – насмешкой над старостью. поэтому – отвращает. плюс к тому же – постоянная параллель, которую впихивают тебе с завидным постоянством: механическая кукла – это и есть вёрджил, лишенный себя самого и работающий подделкой – формой, внутри которой сидит карлик и чревовещает.

карлица с феноменальной памятью была нужна, но не слишком ли много ей значения? или, может, именно потому, что много ей значения – таким явным  становится сведение счетов со старостью, ряды цифр, вроде как котировки на бирже – ваши акции окончательно обесценились. в общем – мерзкое чувство.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments