rizonomad (rizonomad) wrote,
rizonomad
rizonomad

Categories:

запретная дверь (pintu terlarang) – реж. джоко анвар (2009)

Pintu Terlarangот индонезийцев в кино можно ожидать всего, чего только угодно – крови, массовых жертвоприношений, слезливых драм и совершенно тупых комедий, зубодробительных боевиков и выносящих мозг слэшеров – но никак не внезапного «джалло», премного смущающего своей какой-то неуместностью, что ли – непонятностью здесь и сейчас, когда, казалось бы, вот он – сюжет, который забрызгать все кровью и забросать кусками мяса. однако – именно джалло – что стало понятно на начальных титрах, несколько отсроченных, до которых кажется, что фильм будет пытаться стать неким неонуаром.

именно так: титры, намеренно имитирующие абстрактно-цветовую эстетику кинозрелищ поздних шестидесятых и ранних семидесятых готов – начинающиеся с заливающего экран желтого цвета, на фоне которого фигурируют то фигуры, то пилы, то многочисленные другие орудия убийства, то разверстые в безмолвном красном крике рты, то беременные балерины посреди своих классических па-де-де. время от времени в фильме снова и снова возникает желтоватая охристая гамма, при том, что он главным образом окрашен в псевдонатуральные, «тайские» цвета их триллеров и ужасов. по сюрреальности происходящего хотелось бы сказать, что это близится к подобию корейской не менее странной драмы «м», но это только первое впечатление: после этого режиссер, словно испытывая на прочность сознание и адекватность восприятия перемещает фабулу то в реминисценцию на «сердце ангела», то вдруг считает, что без намека на «синий бархат» точно не обойтись, то вдруг возьмет – и всплеском бросит воспоминание о «profondo rosso», за всем просто не уследишь. в этом дивном зрелище, где мастерство режиссера с лихвой покрывает недостатки актерской игры (а некоторые планы не то, чтобы вопят об их бессилии, но недвусмысленно намекают), не теряется разве что актер на главной роли, фачри альбар, воплотившийся в скульптора гамбира – действительно, отыгравший эту перенасыщенную неврозом и безумием историю – так же убедительно, как, например, криссада терренс в «13 заданиях».

последовательно в картине наслаиваются история скульптора, лепящего фигуры беременных женщин (но никто не знает, что внутри каждой этой «евы» находится спрятанный абортивный материал); повествование о закрытом клубе «хэросасэ», дающем возможность в формате телеподсматривания заглянуть в тайный мир, скрытый за закрытой дверью каждой семьи; скрытая от гамбира история того, как его жена в сговоре с матерью, подкладывается под всех его друзей в надежде забеременеть и родить ребенка; нескончаемая, то ли – реальная и мистическим образом доступная гамбиру, то ли – выдуманная история немого призыва «помоги мне!», исходящая от мальчика, где-то скрытого за дверями внешне благополучных домов, которого родители медленно и неуклонно должны убить. понимание законов жанра с какого-то момента просмотра подсказывает решение – то, которое расставит всё по местами и превратит фильм в завершенную фабулу, в которой будет мало новизны, но достаточно неожиданностей. однако невозможно отгородиться от этой вязкой удушающей атмосферы, в которой окаменевшие беременные женщины соседствуют с признаниями то ли живого старика, то ли – призрака, о его жене, семь раз делавшей аборт и умершей на столе врача; в которой сексуальное расстройство и неспособность гамбира зачать ребенка превращается в погоню за призраком чужой боли и стук в закрытые двери; в которой некоторые двери закрываются на настолько крепкие замки, что разрушиться они могут только под действием чужой смерти, являющейся продолжением парализующего «плевка дьявола».

фильм – это непрекращающееся скопление и размножение масок, которые надевают все персонажи и отодрать которые можно только сдирая с костей прилипшие к ним кожные покровы. вечно сползающие по переносице гамбира очки никак не могут сфокусировать его зрение, которое не видит очевидного, тонкие пальцы – только и способны, что прятать абортированных младенцев и кромсать чужие тела. власть окружения – это то, что лишает жизни и заставляет принять иллюзию как реальность, когда мозг отчаянно протестует и пытается увидеть знаки иной жизни там, где их, может, и нет, а, может именно они и есть то настоящее, от чего невозможно скрыться. очень атмосферный фильм, в который погружаешься, как в затхлое болото, где все время ожидаешь подвоха и появления какой-то зубастой твари – но от ее появления не испытываешь облегчения.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments