rizonomad (rizonomad) wrote,
rizonomad
rizonomad

жан-кристоф гранже – лонтано (2015)

любовь к гранже неистребима, кажется, в такой же степени, в какой и его фантазия, создающая каждый раз в чем-то аналогичные, но при этом кардинально отличающиеся пространства/условия, в которые встраиваются самые замысловатые преступные и криминальные конструкции. не говоря о «багровых реках» и «империи волков» (случаях, когда экранизации заступают собой текст), «полёт аистов», «присягнувшие тьме», «мизерере», «лес мертвецов», «кайкен», «пассажир» каждый раз дают то, на что ты рассчитываешь, беря книгу, на обложке которой стоит имя именно этого автора. комплекс ожиданий, который не может не оправдаться, по большому счету.

как, например, и с бескомпромиссной в своей жестокости по отношению ко всем брижит обер, от текстов которой время от времени воротит, но которую невозможно обойти вниманием, когда речь заходит о триллере. гранже делает что-то аналогичное, но более мягко – с одной стороны, и с другой – с уклоном в инфернальщину. без мистики и прочих квазиготических ересей, но с созданием особенной атмосферы, когда читатель фактически чувствует, на пальцах, проявление и прорывание сквозь оболочку цивилизованности каких-то подсознательных потоков, кошмаров и ужасов, которые не дают картинке жизни оставаться на уровне умиротворяющей картинки.

безусловно, что это плод индустрии развлечений, рангом чуть повыше, чем блокбастер во всех своих ипостасях; столь же безусловно и то, что вновь в конце 20 – в начале 21 века всплывшие колониальные настроения подпитывают его книги, удовлетворяя вкус автора / читателя демонстрацией множества, пусть и вывернутых наизнанку стереотипов – вкупе с «экзотикой», недоступной большинству потребителей такого продукта. естественно также и то, что определенная «порнографизация» повествования неистребима из книг гранже как всяких порождений жанрового товара: ожидание всегда будет удовлетворено, а фазы нарастания-ослабления динамики событий сравнимы с весьма умело растянутыми ласками несколько садистического характера. понимание того, что ты – в руках «оператора» ожиданиями и делает это «жанровым произведением», а уж никак не литературным (в этом полуусловном полуотжившем значении этого слова).

вообще, в той стилистике, как гранже представляет всю «историю», а именно ради историй его книги и приобретаются, присутствует не только раскрываемая через насилие, жестокость и ужасы «империя зла», но и малоотделимая от нее «империя чувств» (в том жанре, в котором он работает, без «чувствов-с» и секса делать, по большому счету, нечего). эротическое имеет здесь тот же надрывный, полуистеричный характер, оборачивающийся жестокостью, что делает драму долга и чувств соответствующей требованиям такого чтива.

в «лонтано» хватает всего: франции, маньяков, безумной семейки со всеми возможными комплексами, трагедиями и пороками (здесь гранже идет по стопам гарольда роббинса), африки, ритуалов, копей, безумных гонок и скачек, наркотиков, генетических болезней, экспериментальной медицины – вонующих, увлекательных и экзотических тем, которые заставляют читателя пускать слюни ожидания (на себе проверено). манипулятор, он всё же не опускается до совсем уж глупого клиширования всего и везде, текст сохраняет все полагающиеся «остатки приличий».

и главное, что отличает «лонтано» от всех предыдущих прочитанных книг – кажется, что это только первая часть. финал на диво открытый. остается надеяться, что его последняя книга «конго. реквием» этого года такой второй частью и является.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments